ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Сварка является основным технологическим процессом из« готовления всех видов металлических конструкций. Применение сварных соединений вместо клепаных или болтовых позволяет уменьшить массу (на 20…30 %), трудоемкость изготовления (на

20.. .30 %) и стоимость (на 25…40 %) металлоконструкций По сравнению с литыми конструкциями экономия металла может достигать 60 %, а общая стоимость конструкции снижается в не — сколько раз.

Технологический процесс изготовления сварных конструкций состоит из ряда самостоятельных процессов, таких, как изготов­ление заготовок, сборка, сварка, термическая обработка и др. В данной главе рассмотрены особенности изготовления некото­рых групп конструкций ручной и механизированной дуговой сваркой.

13.1. Сварка трубопроводов

Перед сборкой трубы проверяют на соответствие требовани­ям сертификата и подготавливают под сварку — комплектуют их, правят торцы, обрабатывают и очищают кромки. При сборке отдельных труб под сварку следует обеспечить совмещение их кромок по всему периметру с требуемым зазором и точное цен­трирование труб по внешней или внутренней поверхности.

Разнотолщинность стенок свариваемых труб должна состав­лять не более 10 % толщины стенки, не превышая 3 мм, угол раскрытия шва—60…70°, притупление — 2…2,5 мм Зазор меж­ду кромками труб и их допустимое смещение при ручной дуговой сварке указаны ниже.

Толщина стен­ки, мм. . 2…4 5…6 7…8 9…14 15 и более

Смещение, мм, 1 1,5 2 2,5 3

Зазор, мм. , 0,5 12 2 3

Собранные перед сваркой трубы прихватывают. Для труб диаметром до 300 мм прихватку выполняют равномерно пг ок­ружности в четырех местах швами высотой 3…4 мм и длпюй 50 мм каждый. При сварке труб диаметром более 300 мм. и — хватки располагают равномерно по окружности стыка чере: . _ж — дые 250…300 мм.

Трубы длиной 12 м, поступающие на полевые сварочные а — зы, соединяют в секции, транспортируют на трассу и сваривают «в нитку». Сварку секций выполняют в поворотном положении.

г….

адывая первый слой при м-ногослойной сварке, необходимо „йеспечить хорошее проплавление корня шва. Для уменьшения йоазования грата внутри стыка сваривают вертикальные участ — 01 ;__2 и 3—4 (рис. 13.1) на всех стыкуемых участках секции ^убопровода. Затем секцию поворачивают на 90° и сваривают

1 4

Рис. 13.1. Порядок сварки поворотных стыков трубопроводов

участки 3—1 и 4—2. Последующие слои накладывают при не­прерывном вращении трубы или так же, как первый, с перекры­тием 20…25 мм относительно начала и конца предыдущего слоя.

Вертикальные стыки труб диаметром более 400 мм сварива­ют обратноступенчатым способом (рис. 13.2, а, б).

Направления врощёнир трубьї

Неповоротные стыки труб при ручной дуговой сварке со­единяют многослойными швами: при толщине стенки 4…5 мм — Трех-, и при толшине 10…12 мм — четырехслойным. Корневой шов выполняют электродом 0 1,6…3 мм (в зависимости от толщины стенки трубы), сообщая ему возвратно-поступательное движе­ние, с задержкой дуги в сварочной ванне. Силу тока устанавли-

Рис. 13.3. Порядок сварки неповоротных стыков труб:

В)

я)

а _ больших (свыше 400 мм) диаметров, б — средних (до 400 мм) диаметров, в — малых (до 120 мм) диаметров; 1…12 — ■ последовательность наложения слоев

13 2. Ориентировочные режимы механизированно сварк стыков труб плавящимся электродом в углекислом газе

Параметры

режима

Диаметр электродной проволоки, мм

1

1.-2 | 1,6 | 2

Сила свароч­ного тока, А

80…180

90…220

120…350

200…500

—————— —

Напряжение дуги В

18…24

18…28

18…32

22…34

Вылет элект­рода, мм

8…14

10…15

14…20

15…25

Расстояние от сопла горел­ки до заготов­ки, мм

8…18

15…25

13.1. Ориентировочные режимы ручной дуговой сварки стыков труб из низкоуглеродистой и низколегированной сталей

ь

о

CZ

If

Количество слоен в шве

Покрытый электрод

в

X

О

Сч5

£ л J а £ 3

и

2, ч

J — у

Диаметр элект­рода, мм

S

о

я я я

2 ІЗ

Не1? 5 Z С

Тип

Марка

4.. .6

2

Э-42А

ВСЦ-1, ОЗС-9, АНО-9,

УОНИ-13/45, СМ-11

1-Й

3

90. ..120

2-й

4

120.,,180

Э-46А

АНО-8, СМ-11

1-й

3

10′ 120

2-й

4

130. .ЛЕО

Э-50А

ТМУ-21, АНО-7, УОНИ-13/55

1-й | 3

100…120

2-й

4

120. .140

10. .12

3

Э-42А

То же и ВСФС-50

1-й

3 І 90…120

2-й

4

І2С 1801

3-й

100…16І

вают в пределах 90…120 А; сварку ведут короткой дугой. Посде дующие слои накладывают электродами 0 3…4 мм с перекр^’ тием начала и конца предыдущего слоя на 20…25 мм. Необходимо чтобы высота второго и последующих слоев не превышала 4 мм’ а ширина валика — была равной двум-трем диаметрам элекЛ да. Порядок сварки неповоротных стыков труб показан на рцс 13.3, о…в.

Ориентировочные режимы дуговой сварки СТЫКОВ труб При. ведены в табл. 13.1, а сварки в углекислом газе — в табл. 13,2

Горизонтальные стыки можно соединять как ручной г вой сваркой, так и сваркой в защитных газах. Схемы раздел ;ро-

мок показаны на рис. 13.4, а, б, последовательность нал чия

слоев — Hu pHv 13.4, в.

Ручную дуговую сварку горизонтальных стыков вы~ ‘ ;яюТ электродами тех же типов, что и вертикальных. Первых. :лой накладывают в вершине шва движущимся возвратно-покупа­тельно электродом 0 4 мм; сила тока составляет 160…НО А.

Наложение второго слоя осуществляют в том же направлении и при тех же значениях силы тока, что и первого. Третий и по­следующий слои выполняют электродом 0 5 мм при силе тока

250.. .300 А. Направление сварки меняют при наложении каждо­го последующего слоя. Горизонтальные стыки труб диаметром более 200 мм сваривают обратноступенчатым способом.

Рис. 13.4. Схемы разделки кромок горизонтальных стыков ответ­ственных (а) и неответственных (б) трубопроводов и последова­тельность (I…VII) наложения слоев (в)

а) 6) в)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

plazmorez.com