СВАРКА ЗАГОТОВОК ИЗ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Сварка заготовок из меди и сплавов на ее основе

Медь обладает высокими электропроводностью, теплоемкос­тью, теплопроводностью, пластичностью и коррозионной стойко­стью. При нагреве до 600…800 °С пластичность и прочность меди резко снижаются, Расплавленная медь интенсивно растворяет га­зы, особенно кислород и водород. Оксид меди Си20, выпадая по границам зерен, способствует образованию горячих трещин, I охрупчиванию и снижению коррозионной стойкости. Взаимодей­ствуя с водородом, легко проникающим в расплав (Си20+Н2-> -►С2 + Н2О), он образует водяные пары, являющиеся причиной «водородной болезни». Сущность последней состоит в том, что водяные пары в затвердевшем металле создают высокое давле­ние и вызывают появление волосяных трещин.

Медь можно сваривать всеми основными способами. Из всех видов сварки плавлением наиболее распространенной является дуговая сварка (угольным электродом, плавящимся электродом, под флюсом и в защитных газах), однако она вызывает опреде­ленные трудности в связи с тем, что медь обладает высокой теп­лопроводностью, в 6 раз превышающей теплопроводность низко­углеродистой стали. Вследствие этого сварку меди следует вы­полнять с предварительным и сопутствующим подогревами и с увеличенной погонной энергией. Свойства и свариваемость меди зависят от ее чистоты (с уменьшением содержания вредных при­месей свариваемость улучшается). Соединение заготовок выпол­няют с минимальным зазором из-за высокой жидкотекучести ме­ди. Заготовки толщиной менее 6 мм сваривают без предваритель ного подогрева и проковывают в холодном состоянии; при свар ке заготовок толщиной свыше 6 мм используют предварительный подогрев до 150…250 °С. После сварки изделие нагревают д0

200.. .400 °С и проковывают. Ковку выполняют молотком со сфе­рическим бойком с двух сторон сварного соединения, нанося уда — ры сначала по зонам сплавления, затем — по средней части и в коние — по зоне термического влияния. Во избежание образова­ния трещин от наклепа повторять удары по одному месту не ре — комендуется. Для придания металлу шва вязкости и пластично­сти осуществляют нагрев изделия до 550…600 °С с последующим быстрым охлаждением в воде.

Ручную дуговую сварку медных заготовок угольными и графитовыми электродами вы пол — няют на постоянном токе прямой полярности. В качестве приса­дочного материала используют пруток из меди Ml или М2, а так­же медные прутки с присадкой фосфора, являющегося активным раскислителем (площадь поперечного сечения прутков — 20… …25 мм2). Длина дуги должна составлять 35…40 мм. Сварку ве­дут под флюсом из буры или смеси из буры (95 %) и металличе­ского порошкообразного магния (5 %) на графитовой или асбе­стовой подкладке. Присадочный пруток и кромки свариваемых заготовок перед нанесением флюса зачищают металлической щет­кой или промывают 10 %-ным раствором каустической соды. Ори­ентировочные режимы стыковой сварки угольными и графит< вы — ми электродами на асбестовой подкладке указаны в табл. 1“ 1,

17.1. Ориентировочные режимы ручной дуговой сварки медных заготовок угольными и графитовыми электродами

Толщина заго­товки, мм

Диаметр

угольного

электрода,

мм

графитового

Диаметр при­садочного прутка, мм

Сила cB<ir’-j ного токг Л

1…2

12

4

1,5…2

150.. .2′."

2…5

15

13

2…3

200…30”

5. ..10

18

15

5…7

300.. .45"

10… 15

25

20

7…8

450.. .60;

15…20

25

8…10

600.. 7

Ручную дуговую сварку медных заготов покрытыми электродами осуществляют на постоя; н токе обратной полярности с использованием электродов мар «Комсомолец-100», ЭТ, АНУ-1 и АНЦ-2 в нижнем положенні: Стыковые соединения заготовок толщиной до 4 мм выполняют

ез разделки кромок; если толщина заготовок составляет 5…

12 мм, применяют одностороннюю разделку кромок с углом рас­крытия 60…70°; при большей толщине кромки подвергают дву­сторонней разделке. Сварку выполняют короткой дугой с воз — вратно-поступательными движениями электрода без поперечных колебаний. Удлинение дуги ухудшает формирование шва, увели­чивает разбрызгивание металла и снижает механические свойства сварных соединений. Ориентировочные режимы сварки приведены в табл. 17.2.

17.2. Ориентировочные режимы ручной однопроходной сварки медных заготовок покрытыми электродами

1 Толщина заготовки, мм

Диаметр электрода, мм

Сила сварочного тока, А

2

2.

.3

100.

.120

3

3.

.4

120.

.160

4

4.

.5

160.

.200

5

5.

.6

240.

.300

6

5.

.7

260.

.340

7…8

6.

.7

380.

.400

9.. Л0

6.

.8

400.

.420

Механизированную сварку медных загото­вок в защитных газах (аргоне и азоте) выполняют не — плавящимся вольфрамовым или плавящимся электродом. В ка­честве материала для присадочного прутка или плавящегося электрода применяют проволоку из бронзы марок БрЦ0,8; БрКМцЗ-1; БрОЦ4-3, а также из меди Ml и М2. Ориентировоч­ные режимы аргонодуговой сварки приведены в табл. 17.3.

Ручную дуговую сварку латунных загото­вок угольными электродами выполняют в тех же режимах, что и медных. В качестве присадочного металла приме­няют прутки из латуней ЛК62-0,5; ЛМЦ40-4,5; ЛК80-3; ЛМц58-2; ЛМиЖ55-3-1 или из бронзы БрМи8-0,7-07.

Ручную дуговую сварку латунных загото­вок покрытыми электродами выполняют на постоян­ном токе прямой полярности. Электродные стержни выбирают из ранее перечисленных, применяемых в качестве присадочных прут­ков На электродные стержни наносят покрытие следующего со­става. марганцевая руда (30%); титановый концентрат (30%); ферромарганец (15%): мел (20%); сернокислый калий (6%). Указанные материалы измельчают, перемешивают и разводят на жидком стекле затем наносят на электрод толщиной 0,2…0,3 мм. После просушки на воздухе в течение 4…5 ч электроды прокали-

Толщин а заготовки, мм

Диаметр

электрода,

мм

Диаметр

присадочной

проволоки,

мм

Сила свароч­ного тока, А

Расход арго­на.- Мин

i,6

2,4

2,4

80…110

2,Р .3,3

3,2

3,2

3,2

200

3.; . 5

4,8

4…4,8

250…300

3,8 5,6

6,4

4,8

4,8

300

10

350

12

6,4

400

г

16

Примечание. Полярность гока (дуги) — прямая.

вают 1,5…2 ч при 180…200 °С. Затем наносят второй слой покры­тия (борный шлак, разведенный на жидком стекле) толщиной 0,8… 1,1 мм, который сушат в таком же режиме, как и первый слой Силу сварочного тока назначают в зависимости от диамет­ра электрода (см. ниже).

Диаметр электрода, мм.5 6 8

Сила тока, А. , . . . 250…280 280…320 350,. ч^О

Ручную дуговую сварку бронзовых з а г ‘ вок выполняют в тех же режимах и теми же технологическими приемами, что и сварку заготовок из меди и латуни. При свс"ле бронзы применяют присадочный металл в виде литых стеря> ;Й 0 6…8 мм, имеющих, как правило, состав основного металла.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

plazmorez.com